Одежда баргузинских бурят Время от времени на страницах паблика «Баргузинская долина» некоторые наши публичные земляки подвергаются критике за то, что на каком-то праздничном национальном мероприятии будь-то «Сагаалган», «Сурхарбан» или где-то ещё, одевают одежду других групп бурятского населения. На сайте «Бурятия-онлайн» от 10 июля 2014 года я нашёл статью Д. Баторовой «Баргузинские буряты носят одежду не своих предков». В этой статье звучит просьба заместителя директора Национального музея по научной работе и выставочной деятельности, кандидата исторических наук Баира Гомбоева: «Если у кого-то сохранились старинные фотографии, с удовольствием примем и начнём разрабатывать баргузинский костюм. О его основе представление у нас есть, но нужны детали». И словно вняв просьбе учёного, правда через восемь лет, в Улан-Удэ прибыла коллекция фотографий П. Шимкевича, на которых изображены наши предки в национальных одеждах. Предлагаю вашему вниманию эту статью: Баргузинские буряты носят одежду не своих предков Близится «Алтаргана», а вместе с ней делегации из разных уголков нашей республики шьют новые национальные костюмы различных племен бурят-монголов. На формирование самобытных национальных костюмов любого народа накладывают отпечаток исторические события, климат и другие условия существования. В частности, буряты, проживающие в регионах с непохожими ландшафтами, говорят на различных диалектах. И отголоски прошлого видим в сегодняшних костюмах. И это закономерно. Трудно представить, чтобы жители Прованса или Нормандии, итальянских Альп или Апулии носили одинаковую одежду. В этой связи хочется отметить, что баргузинские буряты не соблюдают традиций в костюме, на праздники и конкурсы они надевают национальную одежду других районов. А ведь у них, по утверждениям людей старшего поколения, существовали свои, присущие только им, костюмы. В музеях ни одного из них не сохранилось, его нет даже в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН в Санкт-Петербурге. И на открытках с бурятами в национальных костюмах представлены почти все районы, кроме Баргузинского. Мудрое правление тайшей Баргузинской долины и географически изолированное положение способствовали формированию новой субэтнической группы – баргузинские буряты. К примеру, от большинства населения этнической Бурятии они отличаются своим говором, который относится к западной группе бурятских диалектов, а точнее – качугскому говору, в котором сохранились произносительные особенности баргутов, населяющих долину до прихода верхоленских бурят. Но все же старинные фотографии баргузинских бурят были обнаружены в фотоархиве Национального музея. На одной из них запечатлен тайша Баргузинской Степной думы Ринчин Сотиев. Его костюм отличает отсутствие энгэра с украшениями из трех цветов. Он немного отличается от костюма иркутских бурят, халат не распашной, а как монгольский. Получается, в старину баргузинские тайши носили халаты подобного покроя, близкие к монгольскому. Они могли дополнять края халата соболиным, выдриным или другим мехом. По фотографии можно судить и о головном уборе. Он не островерхий, как у других групп бурят, однако имеет менее конусовидную форму, и, видимо, его также украшали мехом. У шапки высокие края, как у папахи. Есть еще одна фотография, на которой, судя по всему, семейная пара бурят Баргузина. И еще одна, но очень плохого качества. «У нас не сохранилось ни одного костюма баргузинских бурят», - рассказал заместитель директора Национального музея по научной работе и выставочной деятельности, кандидат исторических наук Баир Гомбоев. В фондах музея имеется одежда эхирит-булагатских и верхоленских бурят. И именно по костюмам верхоленских бурят можем представить баргузинцев. Конечно, хотелось бы увидеть именно баргузинский покрой бурятских халатов. Если говорить о женском костюме, он более всего восходит к одежде верхоленских бурят северной части. Если обрисовать его, он также состоит из сплошного прямого халата, потом идет ужа (накидка), без застегивания. Одежда богата орнаментацией по краям, в частности, серебряными монетами. Если у кого-то сохранились старинные фотографии, с удовольствием примем и начнем разрабатывать баргузинский костюм. О его основе представление у нас есть, но нужны детали». Этническая группа баргузинских бурят проживает в долине реки Баргузин, которая является их родиной и родиной их предков. Границы долины четко и неизменно очерчены её географией: Икатский и Баргузинский хребты и река Баргузин, впадающая в Байкал. Эта территория всегда была местом проживания баргузинских бурят. Изоляция в горах, отдаленность, болота, горные реки, суровый климат, неплодородные, каменистые земли определили некоторые особенности хозяйственно-культурного типа и идентичность баргузинских бурят. Хочется надеяться, что их потомки устранят историческую несправедливость по отношению к одежде своих предков и будут носить свои уникальные костюмы. Костюм – это часть народной души Если каждый из нас спросит себя, каким является национальный строй Украины, то в памяти всплывают вышитые сорочки, шаровары, веночек с разноцветными ленточками, красные сапожки... Тем не менее, не всё так просто! Национальный костюм олицетворяет национальное самосознание, этническую самоидентификацию, становясь одновременно и могущественным средством исторического формирования, исторического утверждения, как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Костюм имеет ярко выраженный знаковый характер, определяет принадлежность человека к определенному этносу, создает его художественный образ, воплощает эстетичный идеал нации, этические нормы и представления. Любой костюм складывается на протяжении столетий, поэтому обязательно воплощает в себе историю нации, её национальные ценности. Как часть народной души, он имеет большое историческое и художественное значение. Б. Н. Цыбиков